Видеолекция как жанр учебного аудиовизуального произведения появилась в отечественном образовательном пространстве в 1974 году, когда Северо-Западный государственный заочный технический университет (СЗТУ, г. Санкт-Перербург) начал внедрять практику трансляции лекций ведущих преподавателей по Ленинградскому телевидению. Благодаря технологиям, разработанным Научно-Исследовательским Институтом Телевизионного Обучения, Современный Гуманитарный Университет (г.Москва) в 1998 году начал поточное производство видеолекций в аналоговой форме, которые распространялись по системам спутниковых связей и на видеокассетах формата VHS. В это же время в Университете Южной Флориды (Тампа) стартовали эксперименты по созданию видеолекций в цифровой форме при помощи инструментария мультимедийных и сетевых технологий. Своевременные инвестиции в организацию жизненного цикла видеолекций обеспечили формирование богатейшей учебной видеотеки Массачусетского технологического института (umass.edu). С 2001 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по инициативе и при продюсерской поддержке к.б.н. Ф.О.Каспаринского проводятся научные исследования по адаптации эволюционирующего программно-аппаратного инструментария для создания и распространения профессиональных видеолекций (videolecture.pro). Результаты 12-летней работы на эту тему резюмированы в 16
публикациях.
По нашим наблюдениям, до середины первого десятилетия XXI века термин «видеолекция» был интуитивно понятен и относился к профессиональным произведениям, созданным в соответствии с когнитивной теорией мультимедийного обучения, дидактическими целями и правилами. Самопроизвольная унификация свойств видеолекций предопределялась тем, что инструменты обработки и распространения аудиовизуальной информации были немногочисленны, ориентированы на профессиональное использование и утилитарны.
Коммерчески обусловленная адаптация программно-аппаратных средств обработки информации к запросам массового потребителя катализировала возникновение и публикацию полиморфных медиаресурсов любительского уровня. Последовательное вытеснение профессионального инструментария из общедоступной информационной среды гарантировала замена операционной системы Windows XP на Windows Vista (2006 г.), Windows 7 (2009 г.) и Windows 8 (2012 г.), маскировавшая подмену утилитарных библиотек динамических связей их упрощенными аналогами. Переход от форматов DV и HDV к AVCHD (2006 г.) в сфере малобюджетного видеопроизводства позволил отказаться от ленточных носителей. Однако новый формат оказался ориентирован лишь на увеличение размеров кадра, создал проблемы для продолжительной записи и был избавлен от ключевого свойства своего предшественника (MPEG-4), разработанного в 1999 году: возможности гибкой интерактивной интеграции аудиовизуальных рядов в мультимедийные произведения. Появление социальных сетей с функциями бесконтрольного некоммерческого размещения медиаконтента (Facebook.com – 2004 г.; ВКонтакте – 2006 г. и др.) и видеохостингов (Vimeo.com – 2004 г.; YouTube.com – 2005 г. и др.) с ограниченным функционалом автоматизированной обработки медиаресурсов создало условия для массовой публикации информационных полуфабрикатов и культивирования терпимости к отсутствию целостности произведений. В течение первого десятилетия XXI века типологию аудиовизуальных образовательных медиаресурсов дополнили презентации, аудиолекции, слайд-лекции, иллюстрированные аудиолекции, видеоинструкции, технические записи событий и пр.
Количество показов: 33347
Дата первого показа: 08.08.2013 14:52:56
Возврат к списку